Четверг, 28 Марта 2024, 19:33:37
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Церкованя археология » Церковная археология » История Церкви
История Церкви
surgik100Дата: Среда, 17 Сентября 2008, 19:00:59 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ

Задачи курса:
• получение методических навыков познания истории новозаветной Церкви;
• изучение соотношения Её Живого и Священного преданий;
• ознакомление с основными источниковыми комплексами по истории Новозаветной Церкви и её историографией;
• овладение историческим методом в изучении основных экклесиологических дисциплин.
Литература:
Основные пособия:
1. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви, т. I–IV. М., 1994.
2. Тальберг Н. История Христианской Церкви.
3. Мансуров С. Очерки из истории Церкви. М., 1994.
4. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей–1054 г.). Киев, 1991.
5. Поснов М.Э. Новые типы построения древней Истории Церкви. Киев, 1909.
6. Смирнов Евграф. История Христианской Церкви. Изд. 8-е. Вильно, 1907.
7. Смирнов П., прот. История Христианской православной Церкви. М., 1994.
8. Андреев А.Д. Пособие по истории Церкви. СПб., 1914.
9. Лебедев Александр, свящ. Очерк истории христианской Церкви. СПб., 1873.
10. Малицкий П.И. История Христианской Церкви от разделения Церквей до настоящего времени (1054–1912). Изд. 2-е. Тула, 1913.
11. История Византии в 3-х томах. Т.3. Изд. "Наука", М., 1967.
12.
13. Лебедев А.П., проф. История Вселенских Соборов (IV и V вв.), т. Ш, ч. 1. Сергиев Посад, 1896.
14. Карташев А.В. Вселенские Соборы. Париж, 1963.
15. Спасский А.А. История догматических движений веков Все¬ленских Соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906.
16. Филарет, еп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т.1-3. СПб., 1882.
17. Попов И.В. проф. Конспект лекций по Патрологии. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1916.
18. Вениамин, архиеп. Новая скрижаль или объяснение о Церкви, в четырех частях. СПб., 1899.
19. Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877.

Дополнительные пособия:

20. Флоровский Г.В., прот. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе.
21.
22. Хрестоматия по истории древнего Рима под редакцией проф. Кузищина В.И. М., 1887.
23. Гай Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
24. Глубоковский Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и по существу. СПб., 1905.
25. Преображенский П. Сочинения христианских апологетов. СПб., 1895.
26. Лебедев А.П., проф. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904.
27. А.М. Жанцов-Платонов,. Ереси и расколы первых трех веков. М., 1878.
28. Заозерский. Покаяние и суд в древней Церкви. "Православ¬ное Обозрение", 1885.
29. Спасский А.А. Обращение ими. Константина Великого в христианство. Сергиев Посад, 1905.
30. Крымский А. История мусульманства, ч. 1 и П. М., 1904.
31. Терновский Ф. А., Терновский С. А. Греко-восточная Церковь в период вселенских соборов. Киев, 1883.
32. Гидулянов П. Восточные патриархи в период четырех Вселен¬ских Соборов. Ярославль, 1908.
33. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века.
34. Флоровский Г.В., прот. Восточные Отцы V – VIII вв.
35. Флоровский Г.В., прот. Отцы первых веков.
36. Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерки из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Хр. Казань, 1884.
37.
38. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 1854-56.
39. Палладий. Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Казань, 1873.
40. Феодосий, еп. Палестинское монашество в IV–VI вв. Киев, 1899.
41. Кремлевский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898.
42. Карсавин А.П. Св. Отцы и учители Церкви. Париж, 1927.
43. Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности.
44. Свт. Димитрий, митр. Ростовский. Вселенские Соборы.
45. Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнит. изучение. М., 1998.
46. Павел (Лебедев), иером. О должностях и учреждениях по церковному управлению в Древне-Восточной Церкви. СПб., 1858.
47.
48. Курганов Ф. Отношение между Церковью и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880.
49. Бриллиантов. Происхождение монофизитства. "Христианское Чтение", 1906.
50. Катанский А.Л. Учение о благодати Божией. "Христианское Чтение", 1900-1901.
51. Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995.
52. Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектантство. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991.
53. Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, Х и XI вв. Изд. 2-е. СПб., 1905.
54. Борнан Г. Раскол между христианским Востоком и Западом. Париж, 1963. репринт. изд.
55. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.
56.
57. Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956.
58. Амвросий (Погодин), архим. Св. Марк Ефесский и Флореитийская уния. Джорданвиль, 1963.
59. Лебедев А.П., проф. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. Т.1. Сергиев Посад, 1896.
60. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. Изд.: "Наука", М.,1983.
61.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Понятие о Церкви и ее истории.

Церковная история: предмет и задачи этой науки.
Периодизация истории Церкви, метод и задачи.
Историография истории Церкви: понятие о предмете, персоналии.
Краткий обзор западной историографии.
Основные источники по истории Церкви апостольских времён и Доконстантиновской эпохи.
Церковно-историческая наука в Украине.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
(30-е годы I – начало IV вв.)

РАЗДЕЛ II. ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ГОНЕНИЙ

Лекция 2. Состояние мира перед пришествием Спасителя.

Культурно-исторический контекст.
Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние.
Римская империя как родина христианства.
Средиземноморье и древний мир.
Позднеантичная религия и философия.
Отношение Рима к иностранным культам.
Распространение восточных культов.
Возникновение культа императора и отношение к нему на востоке и в Риме.
Иудаизм периода зарождения христианства.
Иудея: история, политическое, религиозное и нравствен¬ное состояние.
Религиозные течения иудаизма в Палестине: саддукеи, фарисеи, ессеи, иродиане.
Иудаизм рассеяния.
Взаимоотношение иудеев и эллинизированного населения Римской Империи.

Лекция 3. Начало церковной истории. Апостолы, их деятельность.

Иерусалимская церковь после Вознесения Господа.
Основание Церкви Господом нашим Иисусом Христом.
День Пятидесятницы 34 года и первые успехи апостольской проповеди в Иерусалиме.
Исцеление апостолом Петром хромого от рождения.
Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской.
Рассеяние верующих из Иерусалима и распростра¬нение ими Евангелия в других областях.
Обращение Савла - 37 г.
Основание христианской Церкви среди язычников в Кесарии (крещение сотника Корнилия) в Антиохии.
Св.Павел - апостол языков и его апостольские труды.
Первое большое благовестническое путешествие.
Апостольский собор в Иерусалиме.
Второе путешествие св. ап. Павла.
Крещение темничного стража в Филиппах.
Проповедь апостола в Фессалониках.
Речь ап. Павла в Афинском Ареопаге.
Трудность благовествования в Коринфе (ночное видение).
Третье путешествие св. ап. Павла.
Руководство из Ефеса церковной жизнью всей Малой Азии.
Успех проповеди в этом городе.
Возмущение ремесленников, изготовлявших модели храма Артемиды.
Прощание и последнее наставление эфесским пастырям на обратном пути в Милете.
Прибытие св. апостола Павла в Иерусалим после третьего пу¬тешествия.
Радушная встреча его христианами и враждебность иудеев.
Узы апостола.
Ап. Павел в Кесарии у прокураторов Феликса и Феста.
Путешествие ап. Павла в Рим. Пребывание в нем.
Суд над апостолом и кончина его.
Благовестнические труды других святых Апостолов.
Перемещение центра христианства в рассеяние.
Апостолы: их проповедь, организация первой общины.
Св. Стефан Первомученик и “еллинисты”.
Миссионерская деятельность других Апостолов.
Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век Апостольский и причины ее быстрого распространения.
Распространение Церкви после Апостолов во втором и третьем веках в Европе, Африке и Азии.
Завершение апостольского периода в истории древней Церкви.

Лекция 4. Гонения на Церковь Христову.

Гонения на Церковь Христову и святые мученики и мученицы.
Отношение к Церкви иудейств.
Гонения в Палестине и вне Палестины.
От¬ношение языческого мира к христианству.
Законы Римской им¬перии.
Культурное язычество.
Гонения на Цер¬ковь со стороны языческих императоров в первом веке.
Второй и третий периоды гонений.
Гонения на Церковь Христову при императоре Диоклитиане и его соправителе Максимиане Геркуле.
Отношение к христианам на востоке: Галерия, Максимина и Ликиния; на западе: Констанция Хлора, Максентияи cв. равноап. Константина Великого.
Эдикт св. Конcтантина Великого.
Торжество св. Христовой Церкви.
Послеапостольская Церковь конца I– начала IV в.
Церковь и Римская империя.
Мужи апостольские: персоналии.
Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли.
Апологеты: персоналии, место и значение в богословии.
Мученичество, его значение, как исторического явления.
Ecclesia pressa как историческая преемница церкви апостольского времени.
Принципиальная важность вопросов, исторически решаемых в первые три века.
Мученики— приемники апостольской миссии в мире.
Смысл мученичества как исторического явления.

РАЗДЕЛ III. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ

Лекция 5. Ереси и секты. Христианская жизнь.

Понятие о ересях.
Их происхождение.
Еретики иудействующие: назореи и евиониты.
Общее понятие о ересях языческого происхождения (гностицизм. манихейство).
Ересь антитринитариев или монархиан.
Модалисты и динамисты.
Монтанизм. Хилиазм.
Святость и чистота жизни христиан первых веков.
Вопло¬щение Евангельских заповедей.
Ревность ко спасению.
Древне-христианский аскетизм.
Значение мученичества.
Христианские обычаи.
Церковная дисциплина.
Расколы: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме.

Лекция 6. Церковная письменность и богословская наука.

"Учение двенадцати апостолов" (Дидахи).
Мужи Апостоль¬ские, их жизнь и творения.
Св. Климент, епископ Римский, св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, св. Поликарп, епископ Смирнский, св. Папий, епископ Иерапольский, св. Ерм, св. Дио¬нисий Ареопагит.
Христианские апологеты: Кодрат, Аристид, св. Иустин Философ, Минуций Феликс, Ермий и другие.
Богословские школы и виднейшие учители Церкви во втором и третьем веках.
Школа Северов-Африканская. Тертуллиан, пре¬свитер Карфагенский, св. Киприан, епископ Карфагенский.
Алек¬сандрийская школа. Пантен, Климент, Ориген, св. Дионисий, св. Григорий Чудотворец, св. Мефодий Олимпский.
Антиохийская школа. Дорофей. Лукиан.

Лекция 7. Устройство и управление Церкви. Богослужение.

Клир и миряне.
Богоучрежденность иерархии; назначение ее.
Взаимоотношения клира и народа.
Чрезвычайные проповедники слова Божия в Апостольский век; Апостолы, Пророки, Учители (дидаскалы).
Степени постоянной иерархии.
Неиерархичеокие церковные должности: иподиаконы, чтецы, певцы, заклинатели, аколуфы и др. Диакониссы.
Качества, требуемые от священнослужителей.
Избрание и посвящение духовных лиц.
Положение клира в первые века.
Условия вступления в клир.
Брак и безбрачие клира.
Образование цер¬ковных округов (парикии, епархии) и приходов.
Местная Цер¬ковь.
Епископское управление.
Ближайшие советники и помощ¬ники епископа. Хорепископы.
Взаимоотношения между церк¬вами и их предстоятелями в первые три века.
Соборная форма управления, послания, грамоты.
Первенствую¬щее положение некоторых епископских кафедр.
Церковные уза¬конения.
Характер новозаветного богослужения и его составные части во II-III вв.
Места богослужений.
Священные изображения и принадлежности христианских храмов.
Священные времена христианской Церкви.
Воспоминания, соединенные о богослу¬жением суточного и седмичного круга.
Годичные праздники и посты.
Споры о времени празднования Пасхи.
Разногласия между церквами малоазийскими и римской.
Совершение таинств в первенствующей Церкви - I-III вв.
Споры о крещении еретиков.

Лекция 8. Причины возникновения монашества.
История западного монашества.

Монашество на Востоке.
Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического (анахоретского) монашества.
Преп. Пахомий Великий — основатель общежительного монашества.
Другие знаменитые подвижники в Египте, Палестине, Сирии, Каппадокии и Константинополе.
Женские монастыри.
Значение преп. Бенедикта Нурсийского в организации монастырей на Западе.
Упадок монашеской жизни и ее возрождение усилиями аббатов Бернона и Одона в Клюнийской конгрегации.
Церковно-общественное значение монашества.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ (315-787 гг.)

РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

Лекция 9. Духовное просвещение во втором периоде на Востоке и Западе в IV–V вв.

Александрийская богословская школа и её выдающиеся представители: св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, преп. Исидор Пелусиот, св. Кирилл Александрийский.
Антиохийская богословская школа и её главнейшие представители: св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, еп. Кирский.
Восточно- Сирийская школа: преп. Ефрем Сирин.
Западные отцы: еп. Иларий Пиктавийский, св. Амвросий, епископ Медиоланский, блаж. Иероним, блаж. Августин, еп. Иппонский, папа Лев I Великий.

Лекция 10. Причины упадка духовного просвещения в VI-ХI вв. Пелагианская ересь.

Общая характеристика церковной литературы.
Св. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, Фотий, патриарх Константинопольский, преп. Симеон Новый Богослов.
Западные церковные писатели: папа Григорий Двоеслов, Алкуин.
Учение восточных и западных отцов Церкви о взаимоотношениях свободной воли человеческой и благодати Божией.
Концепция блаж. Августина об исключительности благодати Божией в спасении человека и о безусловном предопределении.
Противоположное учение Пелагия.
Осуждение его учения на Карфагенском и Ефесском соборах.

Лекция 11. Церковное устройство.

Характеристика отношений между Церковью и государством.
Права и преимущества, предоставленные Церкви.
Церковная иерархия.
Условия вступления в клир: богословское образование, нравственные качества и возраст кандидатов, вступающих в клир.
Способ избрания: ограничение участия в нем мирян.
Вопрос о браке и целибате духовенства. Определения Никейского и Трулльского собора по данному вопросу.
Новые церковные должности.
Образование митрополий и патриархатов.
Церковное управление: епископское, митрополичье и патриаршее.
Вселенские соборы — высшая инстанция церковного управления и законодательства.
Поместные соборы IV–IX веков.
Правила св. Отцов.
Сборники церковных канонов.
Причины возвышения Константинопольского патриарха в эпоху Вселенских соборов.

РАЗДЕЛ V. ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

Лекция 12. Территориальное распространение Церкви.
Бедствия Церкви от нашествия персов в начале VII века.

Распространение Церкви вне пределов Римской империи:
в Африке - среди ефиоплян (Меропий, Эдессий и Фрументий);
в Азии - на Кавказе (среди иверов - св. Нонна), в Армении (св. Григорий Просветитель, Исаак Великий, Месроб), в Персии, Аравии.
Распространение Церкви Христовой в Европе:
у готов (еп. Улфила) и др. кочевых народов, у франков (Хлодвиг, Клотильда), на Британских островах (св. Патрикий.) и в Германии (Бонифаций).
Апостолы славян - святые братья Кирилл и Мефодий.
Внешние препятствия к распространению Церкви - бедствия Церкви от гуннов (Аттила) и вандалов (Гейзерих).
Падение западной Римской империи (Одоакр, Теодорих Великий).
Персидский царь Хозрой.
Взятие Иерусалима (614 г.).
Освобождение восточной Церкви имп. Ираклием (628 г.).
Возникновение и распространение ислама.

Лекция 13. Внутренняя жизнь Христовой Церкви.

Состояние вероучения.
Эпоха Вселенских Соборов.
Общий взгляд на характер ересей 1V и последующих веков.
Ересь Ария и Первый Вселенский Собор в Никее (325 г.).
Состояние Церкви после 1 Вселенского Собора.
Св. Афанасий Александрийский (296-375 гг.).
Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут.
Ересь Македонианcтва.
Второй Вселенский Собор в Константино¬поле (381 г.) при имп. Феодосии Великом.
Осуждение еретичес¬кого учения о Святом .Духе.
Дополнение Никейского символа определениями о Святом Духе и Церкви.
Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор 431 года.
Возникновение ереси Константинопольского патриарха Нестория.
Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуетский.
Полемика Кирилла Александрийского (12 анафематизмов) с Несторием.
Собор в Ефесе под руководством Кирилла и Мемнона осудил Нестория.
Иоанн Антиохийский и 33 сирийских епископа оправдывают Несто¬рия и осуждают Кирилла и Мемнона.
Решение имп. Феодосия в пользу православных епископов.

Лекция 14. Осуждение несторианства. Четвертый и Пятый Вселенские Соборы.

Рассуждения в Халкидоне.
Удале¬ние Нестория в Антиохийский монастырь.
Примирение Павлом Эдесским сирских и александрийских епископов.
Утверждение несторианотва в церкви Сиро-Персидской.
Происхождение и распространение монофизитской (евтихианской) ереси.
Собор православных епископов в Константинопо¬ле.
Разбойничий собор в Ефесе.
Осуждение его постановлений папой Львом Великим.
Вселенский Собор и определение на нем православного вероучения.
Продолжение монофизитской ереси после 1V Вселенского Собора.
Меры имп. Юстиниана I по установлению церковного мира.
Спор о трех главах.
Созвание Пятого Вселенского Собора.
Упорство монофизитов и образование дохалкидонских церквей: коптской, яковитской и армянской.

Лекция 15. Шестой и Седьмой Вселенские Соборы.

Происхождение монофелитской ереси.
Заботы имп. Ираклия о воссоединении монофизитов с православной Церковью (экфесис).
Типос Констанса II.
Император Константин Погонат и созвание Шестого Собора.
Вероопределение.
Пято-Шестой Трулльский Собор. Марониты.
Всеобщее почитание икон в IV и V вв.
Ересь иконобор¬ческая.
Преследование иконопочитания Львом Исаврянином, Константином Копронимом (иконоборческий собор) и Львом Ха¬заром.
Меры имп. Ирины к восстановлению иконопочитания.
Все¬ленский Собор в Никее и его вероопределения.
Продолжение иконоборческой ереси после Собора (Лев Армянин).
Защитник иконопочитания преп. Феодор Студит.
Торжество Церкви над всеми ересями.

РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЯ РАСКОЛА ЦЕРКВЕЙ

Лекция 16. Предпосылки разделения Церквей.

Краткая история создания в Западной Церкви теории главенства римского епископа во Вселенской Церкви.
Стремление римского епископа к светской власти.
"Вено Константина" и Лжеисидоровы декреталии.
Папа Николай I.
История догмата Filioque в Западной Церкви и введение его в Никеоцареградский символ веры.
Литургические нововведения: пост в субботу, употребление опресноков в Евхаристии.
Осуждение этих новаций Восточной церковью на соборах: 867 и 879 г. в Константинополе.

Лекция 17. Дело патриархов Фотия и Игнатия.
Отношение между Церквами после Фотия.

Вопрос об юрисдикции над Болгарской Церковью и обострение отношений между Восточной и Западной Церквами.
Вмешательство папы Николая I.
Спор об опресноках и окончательное отпадение Западной Церкви.
Пересмотр отношений между Римско-Католической и Константинопольской Церквами на Втором Ватиканском соборе.
Упразднение анафематств 1054 г.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ (1054–1453 гг.)

РАЗДЕЛ VII. ПАПСТВО

Лекция 18. Западная Церковь в средние века. Кризис папской власти в XIV–XVI веках

Светское могущество пап.
Борьба их за независимость в церковных делах и преобладание в делах светских.
Папа Григорий VII Гильдебранд и Иннокентий III.
Крестовые походы и их последствия для Греко-Восточной Церкви.
"Авиньонское пленение пап".
Великий раскол в Римской Церкви: двоевластие пап и антипап.
Попытки стабилизации церковной жизни на Пизанском и Констанском соборах.
Орден иезуитов.
Определения Тридентского собора относительно реформации на Западе.

РАЗДЕЛ VIII. УНИАТСКАЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ.
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ

Лекция 19. Политическое состояние Византии в данный период.
Ферраро-Флорентийская уния.

Нашествие на империю турок-сельджуков и османов.
Искание помощи на Западе.
Попытки к соединению Церквей.
Лионская уния.
Причины краха унии в Греко-Восточной Церкви.
Формальное заключение союза Церквей.
Провал унии в Константинополе.
Осуждение унии восточными патриархами на Иерусалимском и Константинопольском соборах.
Позиция Русской Церкви и афонского монашества в отношении к унии.

Лекция 20. Духовное просвещение.
Выдающиеся писатели в век Комнинов: Михаил Пселл, Феофилакт, архиепископ Охридский, Евфимий Зигабен, Евстафий, архиепископ Солунский, Николай, епископ Метонийский, Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон.
Выдающиеся писатели в век Палеологов: Никифор Влеммид, Никифор Каллист, архиепископы Солунские: Григорий Палама, Николай Кавасила и Симеон, Марк, архиепископ Ефесский.
Богомильская ересь: происхождение и учение.
Исихазм на Афоне.
Полемика варлаамитов и паламитов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
( с 1453 г. по настоящее время)

Лекция 21. Восточная Церковь под Турецким владычеством.

Падение Константинополя в 1453 году.
Возникновение Османской империи.
Отношение Турецкого правительства к Церкви при Мехмете II.
Церковные и гражданские права Константинопольского патриарха по фирману Мехмета II.
Отношоние Турецкого правительства к Церкви в ХII–ХVIII вв.
Репрессивные меры против Церкви и христианского населения.

Лекция 22. Духовное просвещение.

Влияние турецкого ига на упадок духовного просвещения.
Низшие и высшие школы у греков.
Духовные учебные заведения в Греко-Восточной Церкви в XIX веке.
Видные духовные писатели Восточной Церкви в XV–XIX вв: Патриархи: Геннадий Схоларий, Мелетий Пигас, Нектарий, Досифей и Констанций I; Мелетий, митрополит Афинский, Илья Минятий, еп. Кернинскй, Константин Икономос.
Состояние христианской жизни.
Проявление религиозно-нравственного индифферентизма у греков.
Насильственное обраще¬ние христиан в ислам.
Мученики и исповедники данного периода.

ПРОГРАММА КУРСА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
(Составил А. В. Храпов)

7. История гонений. Церковь под сенью дозволенной религии. Гонение при Нероне. Гонение Домициана, жертвы первых гонений, вопрос о Флавии Клименте, иудейский фиск. Христиане— не иудеи. Церковь как collegium illicitum.
8. Церковь как religio illicita. Век Антонинов. Рескрипт Траяна и его значение. Переписка с Плинием Младшим. Принципиальная неправоспособность христиан, действовавшая два века. Мученики при Траяне.— Св. Игнатий антиохийский, Симеон иерусалимский, Климент римский.
9. Рескрипты от имени Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия. Рескрипты в пользу христиан— мнимые и действительные. Их подлинность.
10. Мучиники при приемниках Траяна. Св. Поликарп Смирнский, Иустин Философ и Мученик. Лионские мученики. Коммод. Влияние Маркии. Улучшение положения христиан при Коммоде. Мученики при Коммоде. Отношение к христианам проконсулов и других должностных лиц.
11. Полувек императоров с востока. Положение христиан при императорах восточного происхождения. Септимий Север против “новых” христиан. Мученики в Александрии. Мученичество Перпетуи. Синкретизм Гелиогабала и Александра Севера. Гонение Максимина Фракиянина. Гордиан и Филипп. Затишье перед бурей. Правительство знакомо с организацией церкви, опасная тенденция к компромиссу между некоторыми христианами, чрезмерный ригоризм других.
12. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством. Гонение Декия. Эдикт против христиан и его исполнение. Падшие, libelli, исповедники, мученики. Удаление Киприана карфагенского, Дионисия александрийского и Григория неокесарийского. Положение при Галле. Гонение Валериана. Его эдикты против христиан. Мученики, отношение к ним языческого населения. Эдикт Галлиена в пользу христиан. Положение христиан после эдикта Галлиена. Аврелиан и его отношение к христианам.
13. Гонение при Диоклетиане. Реформы Диоклетиана. Причины гонения. Влияние Галерия. Начало гонения. Первые эдикты и их исполнение. Положение христиан после 305 г. Максимин Дайя и его неудачные попытки борьбы с церковью. Мученики, исповедники и павшие. Отношение к христианам со стороны народа и властей в разных провинциях Империи. Попытка продолжить гонение со стороны Максимина. Эдикт Галерия 311 г. Итоги гонений. Миланские эдикты 312 и 313 гг.
14. Внутренняя идейно-догматическая борьба в Церкви: ереси иудеохристианства и гностицизма. Компромисс язычества с христианством, его пессимистические тенденции и форма обнаружения. Восточное влияние на развитие гностических учений, восточные элементы в содержании учения.
15. Важнейшие гностические доктрины . Василид. Свв. Ириней и Ипполит об его учении. Учение Василида. Его последователи. Валентин. Маркион.
16. Манихейство. Монтанизм или “новое пророчество”.
17. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена.
Св. Иустин Философ. Татиан. Афинагор. Св. Феофил Антиохийский. Св. Ириней Лионский. Климент Александрийский. Тертуллиан.
18. Внецерковные формы учения о Св. Троице. Начало монархианства и две формы его. Монархианизм динамистический — Феодот Византиец и Артемон, Феодот младший. Монархианизм модалистический. Праксей; вопрос о его патрипассианстве. Ноэт. Савеллий.
19. Учение Оригена о св. Троице. Состояние источников. Важнейшие сочинения Оригена. Субординационизм Оригена. Ученики Оригена: Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Противооригенисты; апология Памфила.
20. Расколы: вопрос о различии “схизмы” и “ереси”. Споры о времени празднования Пасхи. Раскол Ипполита. Новацианский и мелетианский расколы. Движение донатистов и его специфика.
21. Церковный строй и внутренняя жизнь христиан в доникейский период.
22. Распространение христианства. Современное состояние источников. Археология, папирология, палеография. Nomina sacra. Распространение христианства в пределах империи. Вопрос о начале христианства в Египте, Малой Азии, на Западе. Христианство за пределами Римской империи (в Эдессе, Персии).
РАЗДЕЛ II. ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
(начало IV-середина V вв.).
1. Император св. Константин Великий. Церковно-историческое значение его личности и деятельности. Миланский эдикт (313 г.).
2. Возникновение арианства. Личность и учение Ария; его сторонники. Православная оппозиция арианству: св. Александр Александрийский и его сподвижники.
3. Первый Вселенский собор. Никейский символ веры: смысл и значение этого вероопределения.
4. Развитие догматической борьбы после Никейского собора: первая фаза её (325–361 гг.). Защитники “никейской веры”: свв. Афанасий Александрийский и Евстафий Антиохийский. Антиникейская реакция. Пестрая картина “догматических партий” в этот период. Политика императоров в отношении к ним.
5. Царствование Юлиана Отступника и попытка реставрации язычества (361–363 гг.). Идейная основа этой реставрации: миросозерцание Юлиана. Христианская реакция на неё.
6. Вторая фаза арианских споров (363–381 гг.). Возникновение и усиление аномейства (“неоарианства”). Аэтий и Евномий. Деятельность каппадокийских отцов по защите Православия. Второй Вселенский собор (381 г.).
7. Побочные догматические заблуждения, возникшие в связи с арианскими спорами: Маркелл Анкирский и Фотин Сирмийский. Оригенистские споры конца IV–начала V вв.
8. Возникновение христологических споров: Аполлинарий Лаодикийский и его учение. Оппозиция аполлинарианству со стороны представителей Антиохийской школы: Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Характерные черты их христологии.
9. Несторианская фаза христологических споров. Личность и учение Нестория, как крайнего выразителя богословия Антиохийской школы. Св. Кирилл Александрийский и его столкновение с Несторием. Третий Вселенский собор (431 г.) и его решения.
10. Догматическая борьба в период между Ефесским и Халкидонским соборами. “Примирение 433 г.”. Блаж. Феодорит Кирский. Возникновение вопроса о “трёх главах”. Появление монофизитства: Евтихий. “Разбойничий собор” 449 г. Св. Прокл Константинопольский и его вклад в православную христологию.
11. Четвёртый Вселенский собор (451 г.) и его “орос”. Догматическое значение этого вероопределения и его его источники. Канонические определения собора.
12. Пелагианские споры на Западе и их богословская проблематика. Оппозиция пелагианству со стороны блаж. Августина и блаж. Иеронима. Догматические результаты этих споров.
13. Церковь и Римская империя в IV–V вв. Проблема взаимоотношения светской и духовной властей. Внутренняя и внешняя организация Церкви в этот период. Становление монашества и его роль в оформлении христианской духовности.
14. Культурное разнообразие христианского мира в IV–V вв. Своеобразие сирийского христианства. Христианство в Персии, Армении и Грузии. Распространение Благой Вести среди арабских племён, в Эфиопии и Нубии. Специфичные особенности западного христианства.
РАЗДЕЛ III. ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ВТОРОЙ ПЕРИОД
(вторая половина V-конец VII вв.).
1. Церковь во второй половине V-начале VI вв. Оппозиция Халкидонскому собору в восточных областях Византии. Усиление монофизитства и монофизитского богословия: деятельность Иакова Саругского, Филоксена Маббугского и Севера Антиохийского.
2. Император Зенон и “Энотикон”. Религиозная политика императора Анастасия I. Оппозиция этой униональной политике на Западе и “акакианская схизма”.
3. Церковь в эпоху Юстина I и Юстиниана Великого. Спор “Един Св. Троицы пострадал” Попытки установления религиозного единства и их неудача. Богословское собеседование 530 г.
4. Оригенисткий спор при Юстиниане.
5. Спор о “трех главах”. Пятый Вселенский собор (553 г.) и споры относительно его решений на Западе.
6. Догматическая деятельность Юстинина после Пятого Вселенского собора.
7. Основные тенденции развития истории Церкви во второй половине VI–начале VII вв. Христианский Восток после правления Юстиниана. Раздробление монофизитства на различные течения. Своеобразные черты христианства в Египте, Сирии и Персии. Несторианство и его миссия на Востоке. Положение Церкви на латинском Западе. Деятельность папы св. Григория Двоеслова.
8. Возникновение монофелитства и первая стадия монофелитских споров. “Моноэнергизм”. Униональная политика императора Ираклия и патриарха Сергия Константинопольского. Поддержка монофелитства со стороны папы Гонория. Православная оппозиция этой ереси: св. Софроний Иерусалимский.
9. Вторая фаза споров: возникновение собственно монофелитства. Борьба за Православие: преп. Максим Исповедник и папа св. Мартин. Латеранский собор 649 г. Стремление императорской власти и высшего духовенства подавить православную оппозицию; крах этих попыток.
10. Шестой Вселенский собор (680-681 гг.) и его вероопределения. Последние всплески монофелитства. “Пято-шестой” или Трулльский собор и его каноны. Отношения к ним на Западе.
РАЗДЕЛ IV. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
(начало VIII-середина XI вв.).
1. Богословские предпосылки возникновения иконоборчества. Начало иконоборческого движения: Константин Наколийский, Фома Клавдиопольский и Феодосий Ефесский. Иконоборческая политика императора Льва Исавра.
2. Защитники иконопочитания: свв. Герман Константинопольский и Иоанн Дамаскин. Оппозиция иконоборчеству со стороны монашества: Георгий Киприянин. Связь “икономахии” и “монахомахии”.
3. Император Константин V Копроним, как главный “идеолог иконоборчества”, и его религиозная политика. Иконоборческий собор 754 г.; догматические решения собора.
4. Седьмой Вселенский собор (787 г.) и завершение первой стадии иконоборческих споров. Церковно-политическая и догматическая борьба вокруг деятельности собора и его вероопределений.
5. Патриарх Никифор Константинопольский и преп. Феодор Студит; развитие ими “православной иконологии”. Иконоборцы второго поколения. Иконоборческий собор 815 г. Религиозная политика императоров Льва Армянина, Михаила II и Феофила.
6. Отношение к иконоборческим спорам на латинском Западе. “Карловы книги”. Торжество Православия при им¬ператрице Феодоре. “Синодик в Неделю Православия”; церковно-историческое значение этого документа.
7. Последняя стадия истории древней Церкви. Патриарх Фотий Константинопольский и его церковно-политическая деятельность. Раскол между “игнатинами” и “фотианами”. Конфликт с Римом. Углубление расхождений между православными и католиками. “Разделение церквей” в 1054 г.
ЛИТЕРАТУРА.

 
Форум » Церкованя археология » Церковная археология » История Церкви
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Бесплатный хостинг uCoz